Читала я тут параллельно две книги, вот сегодня собственно и дочитала.
"Список Шиндлера", Томас Кенэлли. читать дальшеСобственно, тема евреев и Холокоста для меня всегда интересна, как еврейке по крови, плюс это всё-таки уникальное явление в истории человечества, чтобы решили уничтожить огромную группу людей по национальному признаку, причём вот тех людей, с которыми немцы собственно жили бок о бок, в одной стране, как соотечественники. Так-то людей конечно уничтожали и при колонизации, тех же индейцев, и это тоже безусловно ужасно, но здесь возможно проследить хотя бы какую-то формальную логику "мы это мы, а они это они, они чужие", а здесь... Здесь "они" - это блин ваши соседи, коллеги, родные даже. В общем, любые слова про то, насколько это дико и ужасно, излишни.
Собственно, поэтому "Список Шиндлера" интересовал давно, но оказался не совсем тем, что я ожидала. Во-первых, как я уже писала, это полухудожественный-полудокументалистический текст, в котором преобладает больше именно документалистика. И поэтому особенно в начале текст очень... Скучный.
Оскар Шиндлер вышел из дома, поехал туда, потом поехал туда, в тот вечер он пил с этими офицерами СС, а в другой с другими, а потом приобрёл вот тот завод и познакомился вон с тем евреем. Перечисление фактов. Но в этом есть и некоторый плюс, потому что когда дело доходит до страшных событий, то такой стиль позволяет воспринимать всё происходящее более... Не отстранённо, но терпимо, что ли? Я подумала, пока читала, что если бы автор выбрал другой подход к этой книге, то она рисковала бы превратиться в эмоциональную эксплуатацию страданий всех, кто пережил (и кто не пережил) этот ужас.
Но автор нас щадит, и сосредотачивается именно на Шиндлере и его личной истории, в которую вплетены все происходящие исторические события, и тем самым мы видим интересную точку зрения немца, который не то чтобы простой обыватель, но не он принимает решения, он сталкивается с последствиями и делает сложный выбор всё-таки вмешаться, а не оставаться пассивным ужасающимся наблюдателем. И вот здесь художественности конечно не хватало, но, с другой стороны, он же пишет про реального человека, не знаю, насколько было бы красиво и уместно дофантазировать то, что происходило у него внутри. Но без этого создаётся некое обманчивое ощущение лёгкости в действиях Шиндрела. А ведь на самом деле трудно себе даже представить, каково быть на его месте. Ведь самой естественной и простой реакцией наверное было бы сделать вид, что он ничего не замечает, это не его дело, не он же принимает все эти ужасные решения, и он лично никого не убивает. Насколько легче было бы стать простым винтиком этой смертоносной системы. И сколько мужества требует поступить иначе.
Автор ощутимо Шиндлером восхищается, иногда даже с перегибом, прям все поступки Оскара овеиваются ореолом святости, даже его бесконечные измены жене - ну, не мог он удержаться, но со всеми женщинами у него были прекрасные отношения! Впрочем, в это я даже охотно верю, он производит впечатление такого человека, с которым всем реально хорошо.
В общем, хоть тексту и ощутимо не хватает живости и увлекательности, узнать эту часть истории было интересно. И Шиндлер реально заслуживает памяти и восхищения.
Вторая книга вызвала во мне намного больше неоднозначных чувств, и я так и не знаю, как к ней относится. Читала ради книжного клуба, по доброй воли не осилила бы и ста страниц. Мне не понравился стиль автора, мне совершенно не близка такая форма литературы. Но и назвать её пустой/плохой/ненужной я тоже не могу, просто совершенно не моё.
Итак, "Все, способные дышать дыхание", Линор Горалик. читать дальшеКнига представляет собой сборник рассказов, некоторые из которых связаны между собой теми же персонажами, а в целом все эти истории происходят в мире, где произошла какая-то то ли экологическая, то ли военная катастрофа (скорее и то, и то), и теперь там бушуют странные бури, вызывающие у попавших в них страшное чувство вины и сдирающее с них кожу, болезнь радужка, от которой тело покрывается радужными пятнами, страшно болит голова и которая смертельна, если не принимать лекарство, и плюс ко всему этому - животные обрели способность говорить.
Как утверждает автор, книга посвящена эмпатии. Насколько живые существа способны проникаться друг к другу сочувствием и пониманию, а главное, признавать свои фундаментальные различия. Моя любимая часть книги это речь енота, который на вопрос, что теперь всем делать, отвечает мол, надо терпеть, его спрашивают, как долго, а он говорит, что всегда. Теперь людям и животным всегда придётся терпеть друг друга, потому что полностью принять чуждость природы друг друга оч сложно. Потому что говорить-то животные начали, но людьми от этого не стали, у них есть свои биологические и социальные законы, свои потребности и всё такое.
И тема-то безусловно интересная. Но автор так выстраивает текст, что он превращается в сплошную головоломку. Я первую половину книги вообще очень часто тупо не понимала, что происходит. Странно выстроенные предложения, очень много обрывочности, автор как будто постоянно заставляет читателя шевелить мозгами и догадываться, что она имела в виду - причём не в смысле, что означают синие занавески, а вот буквально кто такой этот персонаж, что он делает, какие события разворачиваются - непонято совершенно. Всё это перемежается вставками из иврита, сносками на пояснение каких-то слов и фраз в тексте, которые сами являются дополнительными рассказиками, матом (ну, к мату личном у меня претензий нет, мат нормально смотрелся)). И я догадываюсь, что делая непонятным, кто такой персонаж - человек или нет, - автор пыталась добиться того, чтобы читатель мог прислушаться к своим ощущениям - меняются ли они в зависимости от того, шла речь о человеке или о животном. Но проблема в том, что пока я иступлённо пытаюсь напрячь мозг и понять происходящее, у меня не появляется вообще никакого эмоционального сопереживания, за редким исключением.
В общем, опыт чтения интересный, но пожалуй больше ничего подобного читать я не хочу.
Читала я тут параллельно две книги, вот сегодня собственно и дочитала.
"Список Шиндлера", Томас Кенэлли. читать дальше
Вторая книга вызвала во мне намного больше неоднозначных чувств, и я так и не знаю, как к ней относится. Читала ради книжного клуба, по доброй воли не осилила бы и ста страниц. Мне не понравился стиль автора, мне совершенно не близка такая форма литературы. Но и назвать её пустой/плохой/ненужной я тоже не могу, просто совершенно не моё.
Итак, "Все, способные дышать дыхание", Линор Горалик. читать дальше
"Список Шиндлера", Томас Кенэлли. читать дальше
Вторая книга вызвала во мне намного больше неоднозначных чувств, и я так и не знаю, как к ней относится. Читала ради книжного клуба, по доброй воли не осилила бы и ста страниц. Мне не понравился стиль автора, мне совершенно не близка такая форма литературы. Но и назвать её пустой/плохой/ненужной я тоже не могу, просто совершенно не моё.
Итак, "Все, способные дышать дыхание", Линор Горалик. читать дальше