Итак, на сей раз мне предложили сборник "Цыганка", Дины Рубиной. И это хорошо, потому что я планировала когда-нибудь после зеркальной девочки (в смысле "Почерка Леонардо") прочитать у Рубиной что-нибудь ещё, но при этом она для меня не такой автор, за которого с радостью схватишься в свободное время, так что удачно подфартило.
Очень сильно напоминает мне Улицкую, что, наверное, неудивительно, но после того, как я в один момент очень увлеклась и прочла несколько книг Улицкой почти запоём, я от неё как-то устала, и, наверное, если сейчас сравнивать их, Рубина мне ближе, Рубина, как ни странно, попроще, почеловечнее. При том что производит на меня впечатление всё же высокомерного человека, который на эту простоту смотрит чуть свысока.
Так, ладно, оставлю в покое автора, перейду к самому тексту. Во-первых, это красиво. Ха, смешно, написала эту фразу и подумала, а ведь это же откуда-то, "во-первых, это красиво", и в поиске сразу же нагуглился анекдот: "В еврейской семье спор: обрезать новорожденного или оставить как есть. Спросили мнение старой бабушки. - Ну, - сказала бабушка, - во-первых, это красиво...". Символично, учитывая, что вся книга пронизана еврейской темой.
Так вот, красиво. Рубина прям мастер владения словом, конечно, этого не отнять. Вот умеет она так фразу выстроить, что читаешь и прям в душу она просверливает.
Во-вторых, красота это всё-таки не пустая, не вычурная просто ради вычурности, она именно что придаёт глубину и эмоциональные оттенки того, что хочет передать автор.
И, соответственно, если говорить не о форме, а о содержании, то тут в сборнике есть два типа историй: про людей и про путешествия.
Вот про людей всё чудесно, мне близко то, как Рубиной интересно улавливать и рассказывать людские судьбы, то, насколько она внимательна к деталям, как разбирается в том, о чём пишет. Один процесс описания обжига фарфоровых фигурок чего стоит! Плюс ещё те люди, чьи судьбы она берётся описывать, еврейские семьи, люди культуры, которые лично знакомы со всякими писателями, художниками и прочим бомондом. Невольно начинала фантазировать, пока читала, а каким бы я была человеком, если бы росла в подобных семьях, где все такие энергичные, общительные, такие стремящиеся что-то создать-уловить. Эх. Но что ж, не уродилась так не уродилась, и сейчас, в моей нынешней ипостаси, это всё кажется слишком энергетически затратным) Но почитать интересно.
Отдельно хочется выделить историю про следователя, который расследует смерть женщины из я так поняла арабской семьи, умершей при каких-то странных обстоятельствах. Ну, как странных, понятно, замаскированное убийство чести. Много мыслей как-то вызывает. Про то, что, как у нас сейчас постулируют, нужно уважать культурные традиции других, и абстрактно это всё прекрасно, да, мы все разные, культурное, религиозное разнообразие это хорошо. Но, мне кажется, всё же должна быть грань. Ритуалы, праздники, обряды пусть будут какими угодно, но убийство... В общем, тяжёлая тема, и всегда можно спросить, а судьи кто.
Ещё интересно то, как автор выражает отношение к самому времени, вроде бы и да, невинно осуждённые и отправленные в Сибирь куча людей, с другой стороны, всё равно люди жили, и радость находили, и справлялись со всеми сложностями, и СССР любили. Хоть и свалили все потом максимально в Израиль)) Вот я, как еврейка, переезжать в Израиль не хочу. Но я и не из элитных кругов, конечно.
А вот часть про путешествия, увы, мне совсем неинтересна. Как бы красиво человек не описывал горы, Везувий, озёра и гостиницы, какой бы личный ностальгический мотив туда не вкладывал, я прям не могу, я страдаю, читая бесконечное описание. Благо таких рассказов там полторы штуки.
Вооот... Наверное, всё написала, что хотела. Как-нибудь через годик почитаю у Рубиной что-нибудь ещё)