Два дня активной работы и я усталъ. Всё-таки я правильно делаю, что ставлю себе перерыв после двух-трёх дней, не могу. Нужно восстанавливать ресурсы.
Но вот сейчас не в плохом смысле, не опустошённость, просто добротная усталость. От хорошо выполненной работы.
Осталось 20 книг до конца года, чтобы Вызов выполнить. Вероятность стремится к нулю) Можно конечно поискать мелкие истории. Вот "Человек-комбини" прям отлично вписался.
Ещё вот-вот уже декабрь и новый сезон "Хромых коней", хотела успеть написать хотя бы главу до неё. Но в общем как всегда. Не, теоретически-то можно. Отложить пока Джокера с Карповым. Но боюсь, что если я опять из-за каких-то идейных соображений буду писать не то, чем горю, то опять всё закончится неписуем. Но о нём хотя бы никто не узнает, останется только в моих черновиках.
Что ж, ладно, про книги:
1. «Человек-комбини», Саяка Мурата.
История про молодую женщину, Кэйко Фурукура, которая работает в комбини - так в Японии называются небольшие круглосуточные магазинчики шаговой доступности, где можно купить всякий фастфуд, напитки, сигареты, нужные мелочи и всё такое.
читать дальшеРаботает она там уже 18 лет, со студенчества, и больше в жизни Кэйко кроме работы нет почти ничего, только редкое общение с младшей сестрой и компания бывших одноклассниц, которых она считает подругами.
Работать в комбини непрестижно, это считается в основном способом подработки для молодёжи, поэтому в своём "почтенном" возрасте 36 лет Кэйко как бы уже не очень вписывается в коллектив, и вызывает вопросы у всех окружающих из серии "а когда дети, а когда замуж, а когда уже нормальная работа".
И это довольно грустная история про то, как ребёнка с некоторыми особенностями мышления, восприятия мира и эмоциональными проблемами пытаются запихнуть в рамки нормальности, а потом ещё всю жизнь тыкают за то, что не получилось вписаться так, как бы им всем хотелось. То есть так, чтобы быть такой же, как все. Потому что "нормальным" неудобно рядом со "странными", некомфортно.
Конечно, тут нужно учитывать, что японское общество, насколько я знаю, более жёсткое и строгое, чем наше, там прям надо держать лицо максимально. Поэтому человек, которому сложно уловить социальные нормы, обречён на страдания. И книга про это тоже. Что ты прям должен быть нормальным. Точка. Неважно, чего ты хочешь, неважно, кто ты. И дело не только в героине. Остальные персонажи, которые показаны "нормальными", тоже не выглядят особенно живыми и счастливыми.
Ну и в целом про извечный конфликт "быть собой - быть с другими". Про то, что если ты бесполезен для общества и странный, то ты лишний элемент, который система будет выпихивать на обочину жизни. Я тут с автором и согласна, и нет, потому что да, конечно явно отличающихся общество будет отторгать, но, во-первых, адекватный компромисс возможен, а в-вторых, в наше-то время уж можно найти похожих на себя. Если захотеть.
У героини проблема не только в том, что она странная. Просто, посмотрев на реакцию родителей, которые ужасались-смущались от её странностей, она решила, что единственный способ выжить это спрятаться ото всех и найти место, где она сможет максимально вписаться. Если бы она получила больше поддержки, или сама бы решила попробовать найти способ взаимодействовать с миром как-то по-другому, то и жизнь её могла бы сложиться иначе.
Но и просто жить и работать в магазине, и чувствовать себя счастливым человек тоже полное право имеет, и жаль было, что героиня просто не может послать всех, кто к ней лезет, в далёкое эротическое.
В общем, книга мне понравилась, героиня тоже, темы тоже поднимаются интересные. Ну и объём приятный)) Кстати вот тот случай, когда небольшое произведение вообще не оставляет впечатление поспешности и незавершённости. 5/52. «Алое и зелёное», Айрис Мёрдок.
Маленькая, но гордая Ирландия полна патриотизма и мечтает о независимости, но каждый отдельный ирландец имеет своим представления о том, какой Ирландия должна быть и вообще, как человеку жить стоит.
читать дальшеМне нравится стиль Мёрдок. Не могу сказать, что конкретно это произведение сильно зацепило и вызвало много мыслей или переживаний, или чтобы отдельно запали в душу персонажи, но написано хорошо. Такой маленький гимн Ирландии, её смелым сынам, её храбрым, заботливым, нежным, роковым женщинам.
Говорят, что все женщины в этой истории символизируют разные стороны Ирландии, а мужчины... Ну, и мужчины героически за неё борются, каждый как может.
Почему-то вспоминается анекдот "а бывает любовь к Родине - вот теперь слайды")))3. «Водоворот», Питер Уоттс.
Вторая книга цикла "Рифтеры".
Ох, это было сложно. Первая книга и написана попроще, и сюжет у неё более камерный, а тут прям резко на тебе в лицо антиутопию, густо замешанную на научной фантастике.
читать дальшеПока я честно пыталась вникнуть в то, что такое Водоворот, как он функционирует, что там за живые программы такие, я прям страдала. Потом решила, к чёрту подробности, более-менее я поняла, что это такой супер-заражённый Интернет, и ладно, не будем углубляться. И сосредоточилась больше на событиях.
Итак, выжившая после того, что произошло в первой книге Лени Кларк пытается и дальше продолжить выживать, попутно пытаясь выяснить, а что именно и почему случилось, и кому за это нужно мстить. Параллельно люди, облечённые властью, пытаются справиться с разгорающимся кризисом и прикрыть свою жопу, используя при этом своих супер-специалистов, которым, разумеется, никто не сообщает всей информации, но они сами постепенно начинают догадываться, что происходит нечто нехорошее.
И в целом, сколько бы тут ни было научной фантастики, всё равно это больше похоже именно... Даже не на антиутопию, а скорее критику устройста общества и обсуждение вечных человеческих проблем. Разрыв между власть имущими и всеми остальными, ценность отдельной человеческой жизни, вторжение технологий в жизнь, которые позволяют во многом не участвовать напрямую, только смотреть, как кто-то что-то делает, и прожигать жизнь в развлечениях, и всё в таком духе. То есть вот вторая часть цикла больше похожа не на художественную литературу в полном смысле слова, как просто историю, а как скорее размышление автора об обществе и том, что его может ждать, в такой форме.
В общем, мне понравилось меньше первой, но интересно, чем история закончится.4. «Эликсиры сатаны», Эрнст Теодор Амадей Гофман.
Интересная история про монаха, пустившегося во все тяжкие. Все знают, что дьявол постоянно пытается соблазнять, искушать людей, и вот по легенде один из путей такого соблазна это дьявольские эликсиры, даже понюхав которые, человек оказывается подвержен всяческим пагубным страстям и соблазнам.
читать дальшеИ вот молодой монах, сбежавший в монастырь подальше от пугающих его мирских соблазнов, соприкасается с одним из таких эликсиров, и на него обрушивается такая волна всяческих грехов и соблазнов, что ему не устоять. И постепенно оказывается, что ему буквально судьбой было предначертано пройти все предстоящие испытания.
Под конец, когда вскрылась вся поднаготная, мне это чем-то напомнило страшилки старшего поколения про то, что вот, насмотрятся-начитаются этих ваших интернетов, а потом бесы их атакуют) Только тут была вариация натанцуешься с языческими богами, напьёшься вина и всё, кранты тебе.
Но я правда не думаю, что Гофман имел в виду нравоучения, мне почему-то показалось, что автору было интересно написать историю, поугарать, так сказать, выплеснуть свою фантазию, но, чтоб его самого тут за такие излишества не линчевали, решил таки вставить маленько морали. Хотя может и планировал с самого начала, кто знает)
В общем, начало показалось немного затянутым и скучным, но потом как разошлось, как понеслось! Забавно читать нечто, написанное пару веков назад, и чувствовать, будто ты местами на одной волне с автором и понимаешь его сарказм.