Cry me a river, River
Про книги не скидывала несколько последних отзывов.
1. «Джейн Эйр», Шарлотта Бронте
Зареклась я после «Гордости и предубеждения», что женские романы того времени это не моё. читать дальшеНо в книжном клубе взялись читать книгу, в которой была отсылка на Джейн Эйр, так что я решила всё-таки прочитать первоисточник и не прогадала! Мне очень понравилось! Гораздо динамичнее и интереснее, чем ГиП, и героиня приятнее, и вся часть повествования до появления мужиков вообще прекрасна. Потом конечно уже не так интересно, потому что конечно же у нас тут любовная любовь и переживания о ней затмевают всё, а мужик мне не понравился совершенно.
В общем, бедная сиротка Джейн Эйр после смерти приютившего её дяди впадает в немилость оставшейся части семейства, и спустя некоторое время конфликтов и разногласий принимается решение о том, чтобы сослать её в школу-приют, где царят весьма суровые условия. Но Джейн благополучно со всем справляется, вырастает, получает образование, некоторое время сама преподаёт в школе, а потом начинает раздумывать над дальнейшими своими перспективами.
Она ещё молода, хочет повидать мир, хочет какого-то нового опыта. Но куда податься никому не нужной сироте? Единственный вариант, который приходит ей в голову, это стать гувернанткой при ребёнке в каком-нибудь приличном семействе. Так она сможет и себя содержать, и на людей посмотреть, в общем, откроет для себя дивный новый мир.
И там, ессно, одинокий аристократ, у которого под опекой девочка, для которой Джейн и нанимают. И он весь из себя саркастичный, грубый, самодостаточный мужик, которому никто не нужен. Ну как в такого не влюбиться? К тому же, ессно, опять же, он хоть Джейн и гнобит слегка, но она ему тоже сразу чем-то приглянулась.
Но! Важно отметить, мне понравилось, что Джейн не становится совсем уж робкой овечкой, она сохраняет свой боевой характер и даже предпринимает вполне активные шаги в направлении своего возлюбленного, что как бы не совсем типичное женское поведение для того времени.
Но между ними встаёт страшная тайна, из-за которой Эдвард (тот самый возлюбленный) весь из себя такой загадочный и нелюдимый. И вот там немного переживательной части, где ГГ встречает мужика, который не понравился мне даже ещё больше, чем Эдвард, и только потом хэппи енд.
Подводя общий итог. История отличная, достаточно динамичная, интересная героиня, нетипично активная для того времени, умная, способная сама строить свою жизнь, совершать выбор, страстно любить самой, а не просто являться объектом чьих-то чувств. В общем, Джейн прям личность и это круто.
Обязательно почитаю книги остальных сестёр Бронте.
2. «Дело Джен, или Эйра немилосердия», Джаспер Ффорде
Интересная вычурная выдумка о мире, в котором книги, литература имеют очень большое значение, и даже порой взаимопроникают друг в друга в самом прямом смысле этого слова.
читать дальшеКакой любитель чтения не фантазировал хоть раз о том, чтобы попасть в мир любимой или просто интересной книги?) Подумалось, что из этих мечтаний и вырос целый жанр произведений про попаданцев)
Но эта история не о том. Она о девушке-литективе (сокращение от "литературный детектив"), с весьма интересным именем Четверг Нонетот. Она занимается расследованиями преступлений, связанных с книгами. Например, с похищением оригинальных рукописей. Помимо своего основного занятия, наша героиня является бывшей военной, одной из немногих выживших ветеранов в страшной кровопролитной и продолжающейся до сих пор войне, в которой она потеряла брата, а ещё Четверг страдает о своём бывшем возлюбленном, с которым из-за некоторых нюансов их отношений не может быть вместе.
В общем, Четвергу итак нелегко живётся, так ещё и мир у неё полный дурдом, в котором существуют и провалы по времени и пространстве, и безумные изобретения её дядюшки-учёного, и секретные организации, контролирующие весь мир, и неубиваемые особо опасные преступники. И, конечно же, в этом мире герои книг могут перебираться в реальность, а некоторые люди, наоборот, могут уходить в книги. Короче, творится форменное безобразие, вопиющее нарушение всяких законов логики) И со всем этим нашей героине приходится разбираться чуть ли не в одиночку.
С одной стороны, для чтения этой книги можно было бы рекомендовать отключить мозг и логику и просто погрузиться в это восхитительное безумие в стиле Льюиса Кэрролла и наслаждаться самим процессом путешествия.
Но вместе с тем эта книга восхитительный литературный кубик-рубик, со всяческими там отсылочками и примочками, которые кому-то может быть интересно разглядывать и разгадывать.
Я честно говоря не большой любитель такого рода интеллектуальных развлечений, но мне в целом зашла общая слегка безумная атмосфера, приятная главная героиня, приправленный тонким юмором текст. Не могу сказать, что меня глубоко зацепило, но было интересно и легко читалось. Возможно, ознакомлюсь с продолжением, пока не решила.
3. «Мурмурация», Оксана Заугольная
Люблю ужастики, отдельно всегда интересно почитать наших, отечественных авторов, в поисках чего-нибудь прекрасного. Ещё мне очень понравилось название, обожаю это слово, да и явление, которое оно обозначает, само по себе очень интересное.
читать дальшеУвы, тут такого очарования историей не произошло, слишком густо автор всего понамешала, кроме ощущения каши под конец ничего уже не осталось. Да и название оказалось скорее притянуто за уши, мурмурация хоть и описывается пару раз, но явно не является чем-то значимым для сюжета. Нет, я поняла про Мурмура, но это как-то… Неубедительно выглядит.
Даже если делать скидку на то, что это подростковый ужастик. Он бы неплохо смотрелся в формате ужасов типа ужастики Стайна, где всё-таки довольно компактная основная идея, без такой кучи «вотэтоповоротов». Но здесь автор закрутила, перемудрила и этим всё испортила.
Итак, в небольшой посёлок, где все друг друга знают, где царит своя атмосфера и определённые тайны, приезжает новенькая девочка с папой. Довольно быстро выясняется, правда, что и не с папой вовсе, и приехала она не просто так, а в попытке скрыться от маньяка, который убил её родителей. Тут она знакомится с местными ребятами, все пытаются дружить, но при этом все себя ведут довольно странно, особенно физрук, который периодически проводит неудачные ритуалы по призыву демона. А ещё в округе часто пропадают туристы. И есть загадочные пещеры, в которые лучше не ходить. А ещё через некоторое время после приезда новенькой начинают происходить убийства.
Ну, в общем, автор берёт и пишет просто всё и сразу, и маньяки, и призывы демонов, и странные местные жители, и одержимые подростки. В самом начале кажется интересным, потому что думаешь, что всё это окажется как-то связано, но оно так вразнобой и идёт до самого конца. И то, что автор в итоге худо-бедно увязывает между собой, кажется слишком наивным и наигранным, не достоверным.
Концовка остаётся открытой, потому что ни что дальше было с посёлком, ни что было с девочкой – ни о чём из этого автор нам рассказывать не собирается. И бывают хорошие открытые финалы, когда тебе интересно самому домыслить, что было дальше, или когда всё основное уже произошло, и дальнейшая судьба героя может быть любой, это уже не имеет особого значения. Но тут не такой случай. Тут именно что ощущение обрыва.
В общем, не сложилось, но я не сдамся, будем искать других российских авторов ужасов.
4. «Охота на маленькую щуку», Юхани Карила
Каждый год девушка Элина ездит в родную деревеньку в Лапландии на рыбалку. читать дальшеКазалось бы, тихое-мирное, я бы даже сказала безобидное, вот только рыбку всё-таки жалко, хобби.
Но нет, не так всё просто. Элине обязательно нужно каждый год ловить последнюю щуку, которая осталась в пересыхающем каждое лето почти полностью озерце. Иначе, если она провалится, произойдёт что-то ужасное.
И, конечно же, именно в этом году всё, что может пойти наперекосяк, непременно произойдёт, и её миссия окажется под угрозой.
Ну, а читателю будет интересно узнать, чем же всё закончится и параллельно погрузиться в волшебный мир Лапландии, который так сильно отличается от жизни всей остальной современной Финляндии.
Я почему-то по изначальному описанию ждала нечто вроде «Старик и море», только в более сказочном антураже. Т.е. была настроена на что-то философское и глубокое. Но нет, здесь скорее обычная современная литература, больше про внутренний мир человека, про отношения, про одиночество, которые рассматриваются скорее на жизненном, бытовом уровне, чем на философском. Я такие психологические темы тоже люблю, поэтому разочарование было не слишком сильным. Плюс ещё спасает книгу то, что она довольно неплохо написана, и конечно же местный сказочный колорит делает её особенной, без него было бы совсем поверхностно и обычно.
5. «Застава» (Замок), Фрэнсис Пол Вилсон
Послали группу немцев охранять горы, ну, вдруг как коварные русские через них переберутся и нападут. Да горы не абы какие, а Трансильванские Альпы! читать дальшеНу, немецкий отряд разместился себе в замке, а чего он стоит весь такой ничейный, хорошо сохранившийся и пустой. А оказалось, что замок уже всё-таки занят... И хозяин не обрадовался гостям.
Прекрасная тема для ужастика, мне очень понравилась завязка истории, вся часть про "приключения" немцев в замке, но, к сожалению, в какой-то момент автор решил, что без романтики история будет не торт, и у нас появилась героиня, а потом ещё и геройский рыцарь, который пришёл всех спасти, и тут всё резко стало скучно.
Я, конечно, понимаю, что нельзя было рассказать эту историю так, чтобы немцы могли выступить хоть сколько-нибудь главными положительными героями, и нельзя было не ввести героев-евреев, хотя автор тут всё-таки интересно поиграл типажами, и у него вполне себе есть неплохой немец, который просто вояка и сам не любит ССовцев. Но, право, история в замкнутом виде была бы намного лучше, а то автор сначала про любовь, потом на борьбу Добра со Злом замахнулся, и отличная камерная история резко стала какое-то плоской и неправдоподобной.
Но всё равно интересно, мне вообще почему-то нравятся истории про столкновение немцев/военных вообще с какой-то потусторонней хтонью.
6. «Абсолютист», Джон Бойл.
Я не знаю, чего добивался автор, когда попытался совместить две и по отдельности-то довольно непростые темы в одном романе. читать дальшеВо многом из-за этого у меня остались странные впечатления. А ещё из-за того, что я всё-таки не люблю, когда для упрощения максимально сгущаются краски, и обстоятельства подаются в настолько гипертрофированном виде, что в них трудно поверить, а соответственно и героям, оказавшимся в них, сочувствуешь меньше, чем мог бы, если бы автор не решил ручку драмы выкрутить на максимум.
Сейчас подробнее опишу, что имею в виду.
У нас есть главный герой, Тристан. Он воевал на передовой обычным рядовым во время Первой Мировой и едет повидаться с сестрой своего погибшего друга-сослуживца, чтобы передать ей оставшуюся после его смерти переписку с родными. И сразу всё окутано какой-то мрачной тайной, потому что Тристан сильно переживает и порывается вообще не идти на встречу, потом из разговоров с сестрой мы понимаем, что там была какая-то тёмная история с тем, как этот его друг (Уилл) погиб.
И вот повествование идёт то в настоящем времени, то в прошлом, где нам как раз рассказывают, что между друзьями произошло, из-за чего Тристан так сильно переживает и какой была судьба Уилла. И есть часть истории, о которой очень легко догадаться, а есть прям вот действительно интрига, поэтому читать книгу интересно, хотя герой не вызывает большой симпатии, но кстати Тристан описан довольно достоверно. Такой весь нервный, погружённый в себя и ставящий во главу угла в первую очередь свои эмоции юноша. Весь остальной мир его волнует постольку-поскольку. Ну, честно сказать, учитывая, что мир с ним не очень хорошо обошёлся, понять его можно.
Благодаря тому, как выписан Тристан, вся часть истории в настоящем времени была понятной и интересной, с тонкими наблюдениями про внутреннее состояние человека и сложность контакта с другим, и про то, как сложно принимать себя и хранить страшные тайны.
А вот история про прошлое... В общем, автор поднимает тему тяжёлых моральных выборов, и для этого ему необходимо показать ужасы войны. И это самая проблемная часть книги, как по мне. Потому что война безусловно ужасна. Сама по себе. Это не надо стараться усугубить специально. Но нет, автор превращает британскую армию в филиал ада на земле по умолчанию, даже без непосредственно боевых действий. И нет, армия и сама по себе конечно место тяжёлое. Но автор прям нагнетает максимально, ужасный самодур-начальник, которому вообще похер, какое количество его рядовых умрёт, но которого никто не отстраняет от командования, вообще полное отсутствие какой-либо нормальной системы контроля и наказаний за нарушения, полный беспредел с тем, что командир имеет право убить кого угодно без суда и следствия, и это никто не будет расследовать, даже если убили кого-то важного.
Я не знаю, ну мне очень сложно в это поверить. Понятно, что без преступлений и злоупотреблений властью на войне не обойтись, но во всём же должна быть какая-то разумная мера.
И вот автор давит, давит на своих персонажей, заставляя их делать выбор, и в итоге получается дичь, которая выглядит настолько странной, что я не могу сопереживать героям. Два упрямых барана просто решают, что будут упрямыми баранами до конца, потому что в их личных отношениях чёрная кошка пробежала. И весь их спор про убеждения выглядит таким странным, потому что у одного вообще никаких убеждений, только обида, а что в голове у другого я вообще не понимаю, он просто марионетка, которого автор дёргает за верёвочки, смысла во всех его поступках нет, как бы нам не пытались его показать убеждённым моралистом.
В итоге никого особо не жалко, ни на чьей стороне правды нет. И что, и зачем... Не знаю, меня эта книга не заставила задуматься о том, о чём наверное автор хотел бы, чтобы я задумалась. Да, война ужасна, но если ты откажешься воевать, на твоё место встанет другой и умрёт за тебя, либо твою страну захватят и убьют ещё больше людей, и что? И что ты хотел своим пацифизмом доказать? Но это в ситуации, если война действительно не на жизнь, а на смерть, если люди не понимают, за что воюют, тогда ситуация немного другая. В общем, контекст имеет тут больше значения, чем сама ситуация ужасов войны, тем более искусственно нагнетаемых.
Вышло много слов, если подытожить... Книга любопытная, на самом деле, читать её было довольно интересно, но если бы чуть попроще, без нагнетания и лишней драматизации было бы лучше.
1. «Джейн Эйр», Шарлотта Бронте
Зареклась я после «Гордости и предубеждения», что женские романы того времени это не моё. читать дальшеНо в книжном клубе взялись читать книгу, в которой была отсылка на Джейн Эйр, так что я решила всё-таки прочитать первоисточник и не прогадала! Мне очень понравилось! Гораздо динамичнее и интереснее, чем ГиП, и героиня приятнее, и вся часть повествования до появления мужиков вообще прекрасна. Потом конечно уже не так интересно, потому что конечно же у нас тут любовная любовь и переживания о ней затмевают всё, а мужик мне не понравился совершенно.
В общем, бедная сиротка Джейн Эйр после смерти приютившего её дяди впадает в немилость оставшейся части семейства, и спустя некоторое время конфликтов и разногласий принимается решение о том, чтобы сослать её в школу-приют, где царят весьма суровые условия. Но Джейн благополучно со всем справляется, вырастает, получает образование, некоторое время сама преподаёт в школе, а потом начинает раздумывать над дальнейшими своими перспективами.
Она ещё молода, хочет повидать мир, хочет какого-то нового опыта. Но куда податься никому не нужной сироте? Единственный вариант, который приходит ей в голову, это стать гувернанткой при ребёнке в каком-нибудь приличном семействе. Так она сможет и себя содержать, и на людей посмотреть, в общем, откроет для себя дивный новый мир.
И там, ессно, одинокий аристократ, у которого под опекой девочка, для которой Джейн и нанимают. И он весь из себя саркастичный, грубый, самодостаточный мужик, которому никто не нужен. Ну как в такого не влюбиться? К тому же, ессно, опять же, он хоть Джейн и гнобит слегка, но она ему тоже сразу чем-то приглянулась.
Но! Важно отметить, мне понравилось, что Джейн не становится совсем уж робкой овечкой, она сохраняет свой боевой характер и даже предпринимает вполне активные шаги в направлении своего возлюбленного, что как бы не совсем типичное женское поведение для того времени.
Но между ними встаёт страшная тайна, из-за которой Эдвард (тот самый возлюбленный) весь из себя такой загадочный и нелюдимый. И вот там немного переживательной части, где ГГ встречает мужика, который не понравился мне даже ещё больше, чем Эдвард, и только потом хэппи енд.
Подводя общий итог. История отличная, достаточно динамичная, интересная героиня, нетипично активная для того времени, умная, способная сама строить свою жизнь, совершать выбор, страстно любить самой, а не просто являться объектом чьих-то чувств. В общем, Джейн прям личность и это круто.
Обязательно почитаю книги остальных сестёр Бронте.
2. «Дело Джен, или Эйра немилосердия», Джаспер Ффорде
Интересная вычурная выдумка о мире, в котором книги, литература имеют очень большое значение, и даже порой взаимопроникают друг в друга в самом прямом смысле этого слова.
читать дальшеКакой любитель чтения не фантазировал хоть раз о том, чтобы попасть в мир любимой или просто интересной книги?) Подумалось, что из этих мечтаний и вырос целый жанр произведений про попаданцев)
Но эта история не о том. Она о девушке-литективе (сокращение от "литературный детектив"), с весьма интересным именем Четверг Нонетот. Она занимается расследованиями преступлений, связанных с книгами. Например, с похищением оригинальных рукописей. Помимо своего основного занятия, наша героиня является бывшей военной, одной из немногих выживших ветеранов в страшной кровопролитной и продолжающейся до сих пор войне, в которой она потеряла брата, а ещё Четверг страдает о своём бывшем возлюбленном, с которым из-за некоторых нюансов их отношений не может быть вместе.
В общем, Четвергу итак нелегко живётся, так ещё и мир у неё полный дурдом, в котором существуют и провалы по времени и пространстве, и безумные изобретения её дядюшки-учёного, и секретные организации, контролирующие весь мир, и неубиваемые особо опасные преступники. И, конечно же, в этом мире герои книг могут перебираться в реальность, а некоторые люди, наоборот, могут уходить в книги. Короче, творится форменное безобразие, вопиющее нарушение всяких законов логики) И со всем этим нашей героине приходится разбираться чуть ли не в одиночку.
С одной стороны, для чтения этой книги можно было бы рекомендовать отключить мозг и логику и просто погрузиться в это восхитительное безумие в стиле Льюиса Кэрролла и наслаждаться самим процессом путешествия.
Но вместе с тем эта книга восхитительный литературный кубик-рубик, со всяческими там отсылочками и примочками, которые кому-то может быть интересно разглядывать и разгадывать.
Я честно говоря не большой любитель такого рода интеллектуальных развлечений, но мне в целом зашла общая слегка безумная атмосфера, приятная главная героиня, приправленный тонким юмором текст. Не могу сказать, что меня глубоко зацепило, но было интересно и легко читалось. Возможно, ознакомлюсь с продолжением, пока не решила.
3. «Мурмурация», Оксана Заугольная
Люблю ужастики, отдельно всегда интересно почитать наших, отечественных авторов, в поисках чего-нибудь прекрасного. Ещё мне очень понравилось название, обожаю это слово, да и явление, которое оно обозначает, само по себе очень интересное.
читать дальшеУвы, тут такого очарования историей не произошло, слишком густо автор всего понамешала, кроме ощущения каши под конец ничего уже не осталось. Да и название оказалось скорее притянуто за уши, мурмурация хоть и описывается пару раз, но явно не является чем-то значимым для сюжета. Нет, я поняла про Мурмура, но это как-то… Неубедительно выглядит.
Даже если делать скидку на то, что это подростковый ужастик. Он бы неплохо смотрелся в формате ужасов типа ужастики Стайна, где всё-таки довольно компактная основная идея, без такой кучи «вотэтоповоротов». Но здесь автор закрутила, перемудрила и этим всё испортила.
Итак, в небольшой посёлок, где все друг друга знают, где царит своя атмосфера и определённые тайны, приезжает новенькая девочка с папой. Довольно быстро выясняется, правда, что и не с папой вовсе, и приехала она не просто так, а в попытке скрыться от маньяка, который убил её родителей. Тут она знакомится с местными ребятами, все пытаются дружить, но при этом все себя ведут довольно странно, особенно физрук, который периодически проводит неудачные ритуалы по призыву демона. А ещё в округе часто пропадают туристы. И есть загадочные пещеры, в которые лучше не ходить. А ещё через некоторое время после приезда новенькой начинают происходить убийства.
Ну, в общем, автор берёт и пишет просто всё и сразу, и маньяки, и призывы демонов, и странные местные жители, и одержимые подростки. В самом начале кажется интересным, потому что думаешь, что всё это окажется как-то связано, но оно так вразнобой и идёт до самого конца. И то, что автор в итоге худо-бедно увязывает между собой, кажется слишком наивным и наигранным, не достоверным.
Концовка остаётся открытой, потому что ни что дальше было с посёлком, ни что было с девочкой – ни о чём из этого автор нам рассказывать не собирается. И бывают хорошие открытые финалы, когда тебе интересно самому домыслить, что было дальше, или когда всё основное уже произошло, и дальнейшая судьба героя может быть любой, это уже не имеет особого значения. Но тут не такой случай. Тут именно что ощущение обрыва.
В общем, не сложилось, но я не сдамся, будем искать других российских авторов ужасов.
4. «Охота на маленькую щуку», Юхани Карила
Каждый год девушка Элина ездит в родную деревеньку в Лапландии на рыбалку. читать дальшеКазалось бы, тихое-мирное, я бы даже сказала безобидное, вот только рыбку всё-таки жалко, хобби.
Но нет, не так всё просто. Элине обязательно нужно каждый год ловить последнюю щуку, которая осталась в пересыхающем каждое лето почти полностью озерце. Иначе, если она провалится, произойдёт что-то ужасное.
И, конечно же, именно в этом году всё, что может пойти наперекосяк, непременно произойдёт, и её миссия окажется под угрозой.
Ну, а читателю будет интересно узнать, чем же всё закончится и параллельно погрузиться в волшебный мир Лапландии, который так сильно отличается от жизни всей остальной современной Финляндии.
Я почему-то по изначальному описанию ждала нечто вроде «Старик и море», только в более сказочном антураже. Т.е. была настроена на что-то философское и глубокое. Но нет, здесь скорее обычная современная литература, больше про внутренний мир человека, про отношения, про одиночество, которые рассматриваются скорее на жизненном, бытовом уровне, чем на философском. Я такие психологические темы тоже люблю, поэтому разочарование было не слишком сильным. Плюс ещё спасает книгу то, что она довольно неплохо написана, и конечно же местный сказочный колорит делает её особенной, без него было бы совсем поверхностно и обычно.
5. «Застава» (Замок), Фрэнсис Пол Вилсон
Послали группу немцев охранять горы, ну, вдруг как коварные русские через них переберутся и нападут. Да горы не абы какие, а Трансильванские Альпы! читать дальшеНу, немецкий отряд разместился себе в замке, а чего он стоит весь такой ничейный, хорошо сохранившийся и пустой. А оказалось, что замок уже всё-таки занят... И хозяин не обрадовался гостям.
Прекрасная тема для ужастика, мне очень понравилась завязка истории, вся часть про "приключения" немцев в замке, но, к сожалению, в какой-то момент автор решил, что без романтики история будет не торт, и у нас появилась героиня, а потом ещё и геройский рыцарь, который пришёл всех спасти, и тут всё резко стало скучно.
Я, конечно, понимаю, что нельзя было рассказать эту историю так, чтобы немцы могли выступить хоть сколько-нибудь главными положительными героями, и нельзя было не ввести героев-евреев, хотя автор тут всё-таки интересно поиграл типажами, и у него вполне себе есть неплохой немец, который просто вояка и сам не любит ССовцев. Но, право, история в замкнутом виде была бы намного лучше, а то автор сначала про любовь, потом на борьбу Добра со Злом замахнулся, и отличная камерная история резко стала какое-то плоской и неправдоподобной.
Но всё равно интересно, мне вообще почему-то нравятся истории про столкновение немцев/военных вообще с какой-то потусторонней хтонью.
6. «Абсолютист», Джон Бойл.
Я не знаю, чего добивался автор, когда попытался совместить две и по отдельности-то довольно непростые темы в одном романе. читать дальшеВо многом из-за этого у меня остались странные впечатления. А ещё из-за того, что я всё-таки не люблю, когда для упрощения максимально сгущаются краски, и обстоятельства подаются в настолько гипертрофированном виде, что в них трудно поверить, а соответственно и героям, оказавшимся в них, сочувствуешь меньше, чем мог бы, если бы автор не решил ручку драмы выкрутить на максимум.
Сейчас подробнее опишу, что имею в виду.
У нас есть главный герой, Тристан. Он воевал на передовой обычным рядовым во время Первой Мировой и едет повидаться с сестрой своего погибшего друга-сослуживца, чтобы передать ей оставшуюся после его смерти переписку с родными. И сразу всё окутано какой-то мрачной тайной, потому что Тристан сильно переживает и порывается вообще не идти на встречу, потом из разговоров с сестрой мы понимаем, что там была какая-то тёмная история с тем, как этот его друг (Уилл) погиб.
И вот повествование идёт то в настоящем времени, то в прошлом, где нам как раз рассказывают, что между друзьями произошло, из-за чего Тристан так сильно переживает и какой была судьба Уилла. И есть часть истории, о которой очень легко догадаться, а есть прям вот действительно интрига, поэтому читать книгу интересно, хотя герой не вызывает большой симпатии, но кстати Тристан описан довольно достоверно. Такой весь нервный, погружённый в себя и ставящий во главу угла в первую очередь свои эмоции юноша. Весь остальной мир его волнует постольку-поскольку. Ну, честно сказать, учитывая, что мир с ним не очень хорошо обошёлся, понять его можно.
Благодаря тому, как выписан Тристан, вся часть истории в настоящем времени была понятной и интересной, с тонкими наблюдениями про внутреннее состояние человека и сложность контакта с другим, и про то, как сложно принимать себя и хранить страшные тайны.
А вот история про прошлое... В общем, автор поднимает тему тяжёлых моральных выборов, и для этого ему необходимо показать ужасы войны. И это самая проблемная часть книги, как по мне. Потому что война безусловно ужасна. Сама по себе. Это не надо стараться усугубить специально. Но нет, автор превращает британскую армию в филиал ада на земле по умолчанию, даже без непосредственно боевых действий. И нет, армия и сама по себе конечно место тяжёлое. Но автор прям нагнетает максимально, ужасный самодур-начальник, которому вообще похер, какое количество его рядовых умрёт, но которого никто не отстраняет от командования, вообще полное отсутствие какой-либо нормальной системы контроля и наказаний за нарушения, полный беспредел с тем, что командир имеет право убить кого угодно без суда и следствия, и это никто не будет расследовать, даже если убили кого-то важного.
Я не знаю, ну мне очень сложно в это поверить. Понятно, что без преступлений и злоупотреблений властью на войне не обойтись, но во всём же должна быть какая-то разумная мера.
И вот автор давит, давит на своих персонажей, заставляя их делать выбор, и в итоге получается дичь, которая выглядит настолько странной, что я не могу сопереживать героям. Два упрямых барана просто решают, что будут упрямыми баранами до конца, потому что в их личных отношениях чёрная кошка пробежала. И весь их спор про убеждения выглядит таким странным, потому что у одного вообще никаких убеждений, только обида, а что в голове у другого я вообще не понимаю, он просто марионетка, которого автор дёргает за верёвочки, смысла во всех его поступках нет, как бы нам не пытались его показать убеждённым моралистом.
В итоге никого особо не жалко, ни на чьей стороне правды нет. И что, и зачем... Не знаю, меня эта книга не заставила задуматься о том, о чём наверное автор хотел бы, чтобы я задумалась. Да, война ужасна, но если ты откажешься воевать, на твоё место встанет другой и умрёт за тебя, либо твою страну захватят и убьют ещё больше людей, и что? И что ты хотел своим пацифизмом доказать? Но это в ситуации, если война действительно не на жизнь, а на смерть, если люди не понимают, за что воюют, тогда ситуация немного другая. В общем, контекст имеет тут больше значения, чем сама ситуация ужасов войны, тем более искусственно нагнетаемых.
Вышло много слов, если подытожить... Книга любопытная, на самом деле, читать её было довольно интересно, но если бы чуть попроще, без нагнетания и лишней драматизации было бы лучше.
@темы: Книги