Cry me a river, River
Хайдеггер подкрадывается медленно и незаметно, и когда-то видимо придётся его прочесть... Пока домашнее задание в статьях. Запишу тезисные выводы, а то вечно перед занятием оказывается, что содержание этих статей начисто вылетает из головы, они такие... странные.
1. «Вызов подлинности по Хайдеггеру», Ван Дорцен Э.
- подлинность - это что-то очень сложное и непонятное, но к ней можно стремиться, но по сути это способность быть честным с собой, и вести себя честно по отношению к себе, и мы каждую минуту выбираем, быть собой или нет, не-подлинность - обратная сторона подлинности, и является нашей жертвенной позицией - мы жертвуем своей подлинностью в угоду миру;
- быть подлинным - это постоянный труд ценой больших усилий, быть не-подлинным удобно, мы растворяемся в мире, в других людях;
- проявления не-подлинности: праздные разговоры, любопытство и поверхностность (оу, щит, три из трёх);
- бытиё в мире, не-подлинное, успокаивает, уводит от столкновения с самим собой, это «погружение в себя, в своего рода безосновность и повседневную ничтожность»;
- тревога - ключ к бодроствованию, к подлинности;
- подлинность - это возможность, а не действительность;
- «Мы тревожимся потому, что мы внутренне не завершены, мы не в безопасности, мы не сущностны. Мы тревожимся, потому что постоянно чего-то хочется, постоянно чего-то не хватает в нашем бытии-в-мире. Мы тревожимся потому, что мы озабочены. Мы тревожимся потому, что мы - это мы, но нам нас не хватает; это значит, что мир и другие люди значимы для нас»;
- Я нихера не поняла, сохраню цитату «"Я" всегда снаружи, впереди себя, в мире и с другими. Оно не может быть просто в себе и наблюдать за собой в изоляции, не совершая при этом насилия над собственной природой. Даже когда Dasein не-подлинен, он все равно тянется вовне, пребывая впереди себя. И именно это постоянное пребывание вне себя создает Dasein возможность, вероятность и необходимость быть и подлинным, и не-подлинным»;
- «Совесть является сущностным аспектом Dasein, который погружает Dasein в своеобразное умалчивание о его собственных действиях и его собственных выходах вовне за пределы себя. Совесть можно рассматривать как составную часть озабоченности. Это то, что сохраняет Dasein честным перед собой и дает возможность быть подлинным»;
- Совесть молчаливое чувство, не голос внутри головы, который говорит что-то конкретное. Если внутри звучит конкретный укоряющий голос, то это из чувства вины, из навязанного извне долженствования, и это уход от подлинности;
- «По сути, это вызов истинной подлинности - не избегать не-подлинности, но отдавать себе отчет и в том, и в другом. Люди онтологически обречены переживать не-подлиность, поскольку она несет в своей сущностной структуре озабоченность. «"Озабоченность сама по себе, в самой ее сущности, насквозь пронизана ничтожностью"»;
- «Хорошая психотерапия постоянно напоминает клиенту о парадоксе жизни и вдохновляет человека конструктивно жить в поле напряженности между подлинностью и не-подлинностью».
2. "Феномен ответственности: между недержанием и гиперконтролем", Леонтьев Д.А.
- В обыденном языке понимание ответственности связывается с чувством вины, либо с тем, что человек отвечает за кого-то - то есть говорит вместо него;
- Есть три пути соотношения внутреннего и внешнего мира в человеке: 1) внутреннее вообще не осознаётся, поведением руководит как будто что-то извне и случайные импульсы изнутри, человек сжит с жизнью, и не осознаёт себя в ней; 2) человек начинает рефлексировать, различая Я и поток жизни, процесс жизни по-прежнему управляется причинно-следственными связями, человек их осознаёт, но чувствует себя жертвой, неспособной ничем управлять - что приводит к неврозу (бегство от свободы по Фромму). Здесь же появляются всякие отговорки про "я такой, жизнь такая, ничего не могу поделать". Автор пишет, что, раз уж процесс мочеиспускания и дефекации люди научились контролировать, то могут осилить и другие импульсы; 3)«Я не только рефлексивно отделяю себя от потока моей жизни, от того, что со мной происходит, но и в какой-то мере приостанавливаю действие причин, факторов, которые на него влияют. Рефлексия является необходимым условием этого, но не достаточным». Человек признаёт влияние факторов, но не они причина его поведения, причина лежит в выборе поступать так или иначе;
- «Каким бы отвратительным ни было ваше положение, старайтесь не винить в этом внешние силы: историю, государство, начальство, расу, родителей, фазу луны, детство, несвоевременную высадку на горшок и т. д.» (Бродский)
- «По сути, возникает ситуация моего личного вмешательства в систему факторов, определяющих то, что со мной происходит в жизни. Я сам включаюсь в собственную жизнь как причинный фактор. Один из элементов, объясняющих это - пауза, про которую писал Р. Мэй, как про пространство человеческой свободы: природа свободы заключается в паузе между стимулом и реакцией (May, 1981)»;
- «Свобода - это разновидность активности, которая контролируется в каждой своей точке. Ответственность - это осознание способности выступать причиной изменений в себе и в мире и осознанное управление этой способностью. Свобода постепенно развивается в процессе развития форм активности, через обретение права на собственную активность и ценностного обоснования, ради чего эта активность совершается. Ответственность развивается в процессе становления форм саморегуляции, постепенного взятия на себя контроля за разными аспектами своей деятельности, своего поведения, который первоначально, когда мы были совсем маленькими, полностью брали на себя наши родители»;
- Сутью ответственности является признание моих поступков моими, тем, что я сам делаю, а не что просто со мной происходит и, соответственно, признание себя самого причиной определенных событий;
- Отвечать за последствия действий может только их причина. Готовность быть причиной каких-то действий и готовность отвечать за их последствия психологически неразрывны;
- Для любого невроза (и отчасти психоза) характерна неспособность различения ситуаций и контекстов, в которых возможен выбор и принятие на себя ответственности, и тех, в которых это практически невозможно. В результате невротик тратит массу энергии на борьбу с проблемами, выходящими за пределы его досягаемости, и не способен принять решения в пределах своей сферы контроля (Temerlin, 1965);
- Наоборот, гиперконтроль - это оборотная сторона недержания. Когда у нас есть потребность обязательно все жестко контролировать, чтобы, упаси Боже, ничего не происходило без моего постоянного контроля, в этом случае возникает недержание самого контроля, он приобретает непроизвольный, навязчивый, компульсивный характер, выходит за рамки моего собственного контроля;
- В ситуации взаимодействия та мера ответственности, которую берет на себя один человек, никак не влияет на меру ответственности, которая остается у другого. Это разные формы ответственности. Если командир берет 100% ответственности за действия подразделения, сколько остается у солдат? Правильный ответ - 100%, потому что ответственность не перераспределяется;