Cry me a river, River
Книжка из книжного клуба, на встречу по которой я не попадаю.
"Кто боится смерти", Ннеди Окорафор. Автор американка, но родом из Африки (Нигерии) и часто там бывала, поэтому в курсе местного колорита. Что, собственно, отражается в творчестве, во всяком случае, в этой книге, в других подозреваю тоже.
Главная героиня книги, чьё имя Оньесонву буквально означает "кто боится смерти", появляется на свет в результате жестокого изнасилования. Её мать, поначалу желавшая умереть, узнав о беременности, набирается силы и вкладывает всю душу в рождение дочери и их совместное выживание. Что само по себе достаточно драматично и трагично, но всё сильно усугубляется тем, что их мир представляет собой практически сплошную пустыню (по крайней мере, так кажется поначалу), и разрывается на части из-за расового конфликта, поскольку в этом мире существуют две основные расы: океке и нуру, одни из которых считаются низшими рабами, поскольку по всеобщей религии когда-то нарушили запреты Богини, а другие, соответственно, господами. Оньесонву, как несложно догадаться, является межрасовым ребёнком, что очевидно внешне, из-за чего она и её мать-океке подвергаются дополнительным гонениям. Но все эти беды отчасти компенсируются (если можно так сказать) тем, что девочка оказывается наделена даром к магии и, возможно, когда она вырастет, преодолеет все испытания и сумеет овладеть своим даром, ей удастся что-то изменить в этом жестоком мире.
Хоть и звучит это как типичная история про Избранного, и отчасти действительно ею является, но всё-таки не совсем. В первую очередь именно за счёт богатства колорита и атмосферы. Прям настолько книга пропитана африканским духом, песком, жарой, тёмной кожей, религиозными традициями, в том числе дикое в современном мире женское обрезание, жестокостью, кровавыми столкновениями людей между собой, рабством. И магия тут не такая, что скажи два-три волшебных слова и взмахни волшебной палочкой, это скорее именно умение понимать глубинную сущность вещей и преображать их на каком-то совершенно ином уровне. Гораздо более метафизическая и связанная с внутренней сущностью человека. И достающаяся очень дорогой ценой.
В книге, помимо Пути Героя, много внимания уделяется положению женщины в традиционном и довольно-таки жёстко устоявшемся обществе с патриархальным укладом. Проблеме межрасовых конфликтов, когда одни уверены, что лучше других просто по праву рождения, а другие слишком разобщённые и напуганные, чтобы противостоять этому, но в них тоже копится жестокость и злость, которую размещают уже в адрес друг друга и ещё более слабых и уязвимых. Проблеме отношений, как романтических, так и дружеских, особенно когда в них есть зависть и страх. 
Не скажу, что героиня вызывает большую симпатию, она очень вспыльчивая, безрассудная, довольно эгоистичная. И вот тут прям закрадывается подозрение, будто автор специально старалась сделать её максимально не-женственной героиней. Что-то из серии "мужскому персонажу такое поведение бы прощалось, поэтому я кидаю вам вызов, принимайте мою героиню-девушку такой". С другой стороны, ну да, женские персонажи имеют право быть и такими, и жёсткой антипатии она тоже не вызывала. Скорее, некое колебание отношения к ней от ситуации к ситуации. Зато вот парень-друг прям идеальный идеал) В общем, что-то не то выходит с отношениями и героями, когда из берутся писать сексисты или феминистки, серьёзно. Нужно быть всё-таки более нейтральным к теме отношений между полами, чтобы не возникало ощущение натянутости совы на глобус.
И тем не менее мне всё же скорее понравилась тема женского гнева в этой истории, он показался довольно искренним, честным, настоящим. И кому как не женщинам Африки об этом говорить. 
И в целом чтение было весьма и весьма увлекательным, атмосфера книги затягивающая и хочет узнать, что будет происходить дальше, но больше всего в этой истории мне понравилась именно местная магия и ритуалы, самая интересная часть.

@темы: Книги