воскресенье, 16 апреля 2023
Так-с, писать фик или писать три отзыва на книги... Начнём с книг.
1. «Отряд обречённых», Джеймс Алан Гарднер.
В далёком будущем люди исследуют закоулки вселенной, изучают различные планеты, прикидывают, насколько они пригодны для жизни и всё такое. Такие экспедиции бывают весьма опасны, поскольку далеко не всегда планета гостеприимно относится к посетителям, и местные формы жизни легко могут закусить залётными.
Поэтому, чтобы было не так жалко терять разведчиков, которые первыми ступают на планету, человечество нашло гениальное решение. А давайте мы просто будем туда посылать самых уродливых! И теперь судьба тех людей, которые рождаются с физическими изъянами, предрешена, никто не будет их лечить, даже если это лёгкая и вполне возможная процедура, нет, из них будут выращивать будущих разведчиков.
Наша главная героиня, Фестина Рамос, родилась с огромным родимым пятном на лице, что, конечно же, страшное уродство, и ей тоже пришлось податься в разведчики. Но, как будто это было недостаточно плохо, Фестину вместе с её напарником посылают на смертельно опасную планету, на которой не выживал ещё ни один разведчик. Что же такое происходит на Мелаквине и удастся ли выжить нашим героям?
читать дальшеУ меня к книге много претензий, начиная с самой завязки, но при этом я не могу сказать, что она мне не понравилась, просто приходится принимать на веру слишком много изначальных условностей, которые для меня выглядят откровенно глупо.
Вот эта дурацкая идея с "уродливыми" людьми. Ну то есть серьёзно, высокоразвитое общество, которое научилось выходить в космос, вместо того, чтобы бросить усилия на разработку разведывательных средств, оружия, брони и прочего, просто решает посылать туда людей по принципу неприятной внешности? Гениально. Ладно бы это ещё как-то объяснялось проблемой перенаселений, или генных мутаций, типа, нужно чистить генофонд человечества, или было ещё ну хоть сколько-то разумное рациональное объяснение, но то, что просто "красивых жалко, а страшных не очень" - глупо.
Более того, совершенно непонятны мотивы тех, кто попадают в разведчики, собственно быть ими по-серьёзному. Нахрена? Опять же, если бы это обеспечивало хоть какие-то социальные плюшки, типа больших выплат, каких-то преференций для семьи, уважение общества, в конце концов. Но нет, по книге они все жутко одинокие, никто их не любит, все сторонятся. Так какого, собственно, хрена кто-то будет рисковать своей шкурой ради людей, которые абсолютно ничего хорошего для такого человека не сделали?
Третий вытекающий из предыдущих пунктов момент, который уже спойлерный. Совершенно непонятно, какого хрена все разведчики, застрявшие на Мелаквине, так стремятся вернуться. Зачем? У вас есть своя собственная планета, подходящая для жизни. Здесь никто не будет смотреть на вас косо, что вы какие-то не такие. Зачем возвращаться туда, где всё будет снова также хреново, как было до этого? Оставайтесь и живите себе долго и счастливо.
Ну и ещё одна глупость - переживания ГГ о том, что она убила напарника. Нет, в чувство вины и то, что ей от этого больно, грустно, плохо - в это я вполне верю. Но то, что она теперь переживает, что стала прям целенаправленным убийцей, "неразумным" существом, которого накажут - это тоже очень глупо, очевидно же, что она пыталась его спасти.
В общем, да, накатала критики, но при этом книга понравилась, как так? А так, что все эти проблемы относятся к логике произведения, но если взять и принять на веру, что автор так задумал, пусть так, то написано-то всё в целом очень даже неплохо. И героиня главная приятная, образ её мыслей, поступки. Интересная линия "злодея", вот как раз, есть высокая доля вероятности, что человек, которого гнобят и унижают, и которому не дают почувствовать себя нормальным и полноценным, не будет хорошо относиться к окружающим, потому что с какого бы, собственно, хрена.
Вообще тема о внешности, о её влиянии на жизнь человека, о красоте и уродстве довольна интересная и глубокая, но тут автор подошёл как-то очень в лоб и топорно, поэтому не могу сказать, что эта тема в книге хорошо раскрыта, просто она лежит в завязке сюжета.2. «The Cabin at the End of the World», Paul G. Tremblay
читать дальшеДа, фильма мне показалось мало, я пошла ещё и читать. Потому что наткнулась несколько раз на утверждение, что в книге "всё по-другому". Ну, конечно, как оказалось, не всё, но концовка в значительной степени другая.
Небольшая семья: Эрик, Эндрю и их семилетняя дочка Вен — проводит время в удалённом местечке, где только небольшой домик, причал у озера, лес вокруг и никого больше. Вен ловит кузнечиков, пара загорает на причале, в общем, тишь да благодать, но вдруг появляется группа людей, которые заявляют, что им жизненно необходимо поговорить с Эриком и Эндрю, и от их разговора — и выбора, который им предстоит сделать, — зависит судьба всего мира.
Отлично написанная история, как по мне. Всё начинается с милой пасторальной сцены про девочку, кузнечиков, лето, солнце, но очень быстро градус напряжения зашкаливает, и ты начинаешь воображать, какого бы было тебе, оказаться в лесу посреди нигде, без связи, к тебе ломятся незнакомцы, с тобой твой ребёнок, а ты вообще понятия не имеешь, что делать дальше. Вот все эти чувства страха, растерянности, ступора переданы отлично, прекрасно проработаны все персонажи, успеваешь побыть в шкуре почти каждого и понять, насколько всё сложно и трудно, потому что в фильме всё же больше идёт упор на семью, а тут можно лучше понять мотивацию и состояние незнакомцев.
Единственное, на Редмонда по-моему зря все так уж гнали, ну да, грубый тип, ну не всем же быть либерально-сладкими, ей-богу. А из него прям сделали какое-то исчадие ада ещё до того, как всплыли некоторые подробности. В конце концов, он пришёл, как и все остальные, и принёс свою жертву. «На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии».
Но концовка... Концовка меня убила. Меня в фильме-то концовка убила, а тут у автора всё было ещё хуже оказывается! Ужасно, ужасно грустно, так нельзя делать.
Я вот даже не могу до конца решить, какой финал мне больше нравится, книжный или киношный. Наверное, всё же киношный, он более "сладкий". Хоть и тоже грустный ужасно. Но в книжном есть своя... Честность, что ли?
В общем, идея отличная, воплощение супер, автору моё уважение.3. «Миссис Дэллоуэй», Вирджиния Вульф.
читать дальшеКнига поток сознания, и как любая подобная книга, всё зависит от того, насколько читатель сможет попасть в этот поток, насколько он окажется ему близок, насколько будут понятны образы, ритм, ассоциации автора.
Я скорее оказалась где-то посередине. Что-то откликалось, но довольно мало, но при этом и сильного отторжения тоже не возникло, скорее было как-то... Любопытно, что ли? Чем-то меня Вирджиния здесь цепляет. Наверное, тем, что выглядит довольно честно. Нет ощущения, что она так пишет ради красоты или эпатажа, как будто человек просто открывает теперь дверь в свой внутренний мир, в своё восприятие других людей, и, даже если мне не близко, всё равно интересно посмотреть, как оно у неё.
Много про войну, про жизнь и смерть, про смысл, но как-то... Много, но размазано поверхностным слоем. Нет глубоких рассуждений, просто, действительно, как птичка с ветки спорхнула, вдруг мысль "я умру, что останется после меня", и автор дальше понеслась писать про то, как летает аэроплан и едут автобусы, а мимо проезжает машина то ли с королевой, то ли с принцем, то ли с премьер-министром.
В целом, да, как-то так человеческое сознание и работает, между всеми насущными проблемами вдруг возникнет мысль о важном, и дальше жизнь потекла.
Красиво. Но правда трудно не утонуть в этом потоке, книга небольшая, а возникло ощущение, что тяжело, много всего.
@темы:
Книги