Cry me a river, River
Болею по второму кругу. Отстой. Горло болело так, будто в него засадили раскалённой кочергой. А теперь нос течёт и чихаю постоянно. Отстой-2. Все социальные планы похерены, сижу дома, смотрю «Байки из склепа», периодически немного читаю.
Добила наконец-таки «Экзистенциальную психотерапию» Ялома, не знаю, почему так долго её читала, он пишет гораздо проще Бьюдженталя, не углубляясь в техники, скорее такое, философское обоснование с рассуждениями и примерами некоторых исследований. Для терапевта гуманистического направления мастрид, но и не-психологам тоже более чем доступно и интересно, думаю.
И ещё зачла тут шведскую классику: «Зло», Ян Гийу. Интересная книга, своеобразная. Сразу хватает тебя за грудки и держит в напряжении относительно того, что же будет с нашим главным героем.
Эрику не очень повезло, его отец больной садист, который каждый вечер под любым надуманным предлогом зовёт мальчика к себе в комнату и избивает его, чем придётся - щёткой для обуви, хлыстом, прутом, поводком для собаки. Эрику всего 14 и ничего поделать он не может, младший брат, которого отцовские садистские наклонности почему-то миновали, то и дело подливает масла в огонь, а мама, хоть и любит, и переживает, но защитить тоже не может. И поначалу кажется, что это будет история о том, как ребёнок, подвергаемый постоянному насилию дома, озлобится и станет творить это зло вовне. Но нет. Это история про человеческое достоинство и свободу выбора.
Постоянно сталкиваясь с насилием, Эрик научается относиться к нему, как к инструменту, но такому, к которому стоит прибегать только в крайнем случае, когда нет другого выбора. И он изо всех сил хочет себе такую жизнь, в которой ему никогда не придётся прибегать к этому инструменту. И вот казалось бы, его мечта близка. Эрик попадает в закрытое учебное заведение для мальчиков, где ему нужно проучиться всего лишь пару лет, а потом заветный университет и свобода, взрослая самостоятельная жизнь. Вот только в школе очень своеобразный подход к воспитанию учеников, построенный на самой настоящей махровой дедовщине, которое называется "дружеским воспитанием".
Оффтоп. Мне кажется, автор знатно так поёрничал и потроллил своей книгой людей с нацистской идеалогией, которых в Швеции после второй мировой я так понимаю было довольно много, и тем, как они пытаются изобразить коммунизм как огромное страшное зло, в котором мол люди становятся бездушными одинаковыми роботами, а на самом деле их "демократия" гораздо больше похожа на такое вот обесчеловечивание.
Возвращаясь к книге. В общем, Эрику предстоит непростой выбор: подчиниться местным порядкам и тем самым вновь столкнуться с тем, чтобы терпеть совершенно незаслуженное насилие по отношению к себе и другим, теряя своё достоинство и самоуважение, или сопротивляться этой системе, рискуя при этом лишиться своего будущего. Что же он выберет?
Не сразу, но я очень прониклась к этому смелому и вызывающему огромное уважение персонажу. Не то чтобы я с ним согласна, мне всё же ближе по духу его друг Пьер с идеями про непротивление злу насилием, но это потому, что я, как и Пьер, трусиха. А вообще иногда действительно бывают ситуации, когда нельзя просто молча терпеть и подставлять щёку.
Главным недостатком книги я бы назвала то, что она написана слишком уж по-взрослому, часто трудно поверить, что речь идёт о подростках. Конечно, дети в трудных обстоятельствах взрослеют раньше, но всё же в Эрике даже где-то в глубине души не чувствуется совсем ничего детского, и это кажется неестественным. То, что их разговоры с Пьером слишком интеллектуальны, в принципе объяснимо, ну учатся они по этим умным книгам, почему бы им так не общаться.
В общем, с одной стороны книга вызывает ассоциации с другими, исследующими тему насилия и человека, его совершающего, вроде "Заводного апельсина", "Американского психопата", не по стилю, просто навевает что-то... В книге действительно много жестокости и рассуждений про то, как выносить боль и страх, и думаю для контингента читающих людей это всё немного слишком.
А с другой стороны вот прям ассоциация с Франклом и его опытом пребывания в концлагере. Потому что тут тоже про то, что всё-таки в любой ситуации человек может сделать выбор. Что человек всегда свободен.
Добила наконец-таки «Экзистенциальную психотерапию» Ялома, не знаю, почему так долго её читала, он пишет гораздо проще Бьюдженталя, не углубляясь в техники, скорее такое, философское обоснование с рассуждениями и примерами некоторых исследований. Для терапевта гуманистического направления мастрид, но и не-психологам тоже более чем доступно и интересно, думаю.
И ещё зачла тут шведскую классику: «Зло», Ян Гийу. Интересная книга, своеобразная. Сразу хватает тебя за грудки и держит в напряжении относительно того, что же будет с нашим главным героем.
Эрику не очень повезло, его отец больной садист, который каждый вечер под любым надуманным предлогом зовёт мальчика к себе в комнату и избивает его, чем придётся - щёткой для обуви, хлыстом, прутом, поводком для собаки. Эрику всего 14 и ничего поделать он не может, младший брат, которого отцовские садистские наклонности почему-то миновали, то и дело подливает масла в огонь, а мама, хоть и любит, и переживает, но защитить тоже не может. И поначалу кажется, что это будет история о том, как ребёнок, подвергаемый постоянному насилию дома, озлобится и станет творить это зло вовне. Но нет. Это история про человеческое достоинство и свободу выбора.
Постоянно сталкиваясь с насилием, Эрик научается относиться к нему, как к инструменту, но такому, к которому стоит прибегать только в крайнем случае, когда нет другого выбора. И он изо всех сил хочет себе такую жизнь, в которой ему никогда не придётся прибегать к этому инструменту. И вот казалось бы, его мечта близка. Эрик попадает в закрытое учебное заведение для мальчиков, где ему нужно проучиться всего лишь пару лет, а потом заветный университет и свобода, взрослая самостоятельная жизнь. Вот только в школе очень своеобразный подход к воспитанию учеников, построенный на самой настоящей махровой дедовщине, которое называется "дружеским воспитанием".
Оффтоп. Мне кажется, автор знатно так поёрничал и потроллил своей книгой людей с нацистской идеалогией, которых в Швеции после второй мировой я так понимаю было довольно много, и тем, как они пытаются изобразить коммунизм как огромное страшное зло, в котором мол люди становятся бездушными одинаковыми роботами, а на самом деле их "демократия" гораздо больше похожа на такое вот обесчеловечивание.
Возвращаясь к книге. В общем, Эрику предстоит непростой выбор: подчиниться местным порядкам и тем самым вновь столкнуться с тем, чтобы терпеть совершенно незаслуженное насилие по отношению к себе и другим, теряя своё достоинство и самоуважение, или сопротивляться этой системе, рискуя при этом лишиться своего будущего. Что же он выберет?
Не сразу, но я очень прониклась к этому смелому и вызывающему огромное уважение персонажу. Не то чтобы я с ним согласна, мне всё же ближе по духу его друг Пьер с идеями про непротивление злу насилием, но это потому, что я, как и Пьер, трусиха. А вообще иногда действительно бывают ситуации, когда нельзя просто молча терпеть и подставлять щёку.
Главным недостатком книги я бы назвала то, что она написана слишком уж по-взрослому, часто трудно поверить, что речь идёт о подростках. Конечно, дети в трудных обстоятельствах взрослеют раньше, но всё же в Эрике даже где-то в глубине души не чувствуется совсем ничего детского, и это кажется неестественным. То, что их разговоры с Пьером слишком интеллектуальны, в принципе объяснимо, ну учатся они по этим умным книгам, почему бы им так не общаться.
В общем, с одной стороны книга вызывает ассоциации с другими, исследующими тему насилия и человека, его совершающего, вроде "Заводного апельсина", "Американского психопата", не по стилю, просто навевает что-то... В книге действительно много жестокости и рассуждений про то, как выносить боль и страх, и думаю для контингента читающих людей это всё немного слишком.
А с другой стороны вот прям ассоциация с Франклом и его опытом пребывания в концлагере. Потому что тут тоже про то, что всё-таки в любой ситуации человек может сделать выбор. Что человек всегда свободен.